Лямблиоз

Автор статьи: Соловьева Юлия Борисовна – копирайтер-редактор по медицинской тематике.
Под редакцией: Смирнов В.В. – Главный врач, остеопат, семейный врач, невролог клиники остеопатии “Альтермед”.

Лямблиоз – кишечная инфекция, протекающая в острой или хронической форме и вызываемая лямблиями (простейшие организмы, местом обитания которых является просвет тонкой кошки).

Основными источником заражения лямблиозом являются инфицированные пища и вода не прошедшая кипячения. Механизм передачи возбудителей заболевания – алиментарый. Путь заражения контактно-бытовой. Данные понятия подразумевают, что выведение лямблий из организма осуществляется с калом, а заражение происходит по средствам употребления в пищу продуктов и воды, зараженных паразитами и не прошедших термической обработки.

Патогенез лямблиоза

За время жизни паразит проходит два основных этапа развития: вегетативную форму и стадию цисты. Вегетативные формы лямблий не способны существовать вне организма человека, в котором происходит их питание и рост. Циста-зрелая форма, покрытая защитной оболочкой, и способная существовать некоторое время вне организма человека-хозяина, накапливаясь в почве и воде. Для развития заболевания должно произойти попадание в организм от 10 до 100 цист, которые достигнув 12-ти перстной кишки, растворяются, высвобождая новые вегетативные формы.

Так как размножение лямблий происходит путем деления, а из одной цисты образовывается две вегетативные формы, каждые 9-12 часов число паразитов удваивается. Попадая в толстый отдел кишечника, лямблии снова превращаются в цисты и покидают организм вместе с фекалиями. Активное участие в распространении цист принимают мухи, которые разносят паразита на лапках.

Каких-либо специфических проявлений заболевание не имеет, протекая с клинической картиной, характерной для любой иной кишечной инфекции. В связи с этим важно дифферинцировать лямблиоз от: хронического гастродуоденита, ротовируса, сальмонеллеза и т.д.
Симптомы заболевания редко сохраняются дольше 7 дней. Не редки случаи и бессимптомного течения заболевания, когда спустя несколько недель от момента заражения, заболевание проходит самостоятельно, не требуя специфического, или любого иного лечения. Клиническая картина заболевания напрямую связана с механизмом воздействия возбудителя на организм.

Так, прикрепленные к ворсинкам кишечника паразиты продуктами своей жизнедеятельности способны спровоцировать развитие аллергических реакций, механически повреждают эритроциты, нарушают процессы всасывания и раздражают нервные окончания, что приводит к развитию воспалительного процесса.

Симптомы лямблиоза у взрослых

• Стул. Жидкий, водянистый с выраженным зловонным запахом.
  • Болевые ощущения. Локализация болезненных ощущений обычно отмечается в околопупочной области.
  • Тошнота. Может сопровождаться отрыжкой газом и рвотой.
  • Дерматологические проявления. Со стороны кожных покровов могут наблюдаться: экзема, крапивница, нейродерматит и т.д.
  • Температура. Повышение температуры тела отмечается достаточно редко и в большинстве случаев значительно не превышает субфебрильных значений (37-37,5 градусов).

Симптомы лямблиоза у детей

У детей раннего возраста заболевание может протекать более агрессивно чем у более старших детей и взрослых, вызывая ряд серьезных симптомов:

• Основными клиническими проявлениями лямблиоза у детей являются: тошнота, рвота, метеоризм, диарея и болезненность в области пупка. Температура тела может подниматься до 39 градусов, а в случае длительного течения, могут развиваться неврологические явления (головные боли, головокружения, кардиалгии, раздражительность и быстрая утомляемость.).
  • Симптомы лямблиоза у грудных детей: Специфическим проявлением заболевания можно считать усиление симптомов во время и после кормления. Помимо основных общих симптомов, для детей раннего возраста характерны: беспокойство, нарушение сна, аллергические проявления и дерматиты. В случае хронического течения заболевания, у детей первого года жизни, отмечается снижение массы тела и ее ежемесячной прибавки.
  • Симптомы лямблиоза у детей 2-3 лет. Общая часть симптомов уже не имеет ярко-выраженного проявления и основные жалобы приходятся на ощущение тяжести и болезненности в животе.
  • Симптомы лямблиоза у детей младшего и старшего школьного возраста. У детей школьников симптомы аналогичны клинической картине заболевания у взрослых.

Симптомы лямблиоза у беременных женщин

Симптомы заболевания у беременных женщин аналогичны проявлениям лямблиоза у всех остальных пациентов взрослого возраста и основой их являются нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта: тошнота, рвота, боль в эпигастрии, метеоризм, диспепсия, отрыжка, общая слабость и незначительное повышение температуры тела до субфебрильных показателей.

Стадии заболевания

1. Инкубационный период. Длится в среднем от 1-й до 3-х недель.
  2. Острая фаза заболевания. Ознаменовывается нарушениями со стороны ЖКТ: тошнотой, рвотой, метеоризмом, болезненностью в эпигастрии (в основном околопупочная область и правое подреберье), отрыжкой, снижением аппетита. Стул в первые дни учащенный (до 3-5 раз в сутки), консистенция жидкая-водянистая. В дальнейшем стул становится жирным, а диарея может чередоваться с запорами. Длительность течения обычно составляет 5-7 дней и либо завешается самоизлечением, либо переходит в хроническую стадию.
  3. Хроническое течение. Хроническое течение часто сопровождается дерматологическими и неврологическими явлениями (головокружения, головная боль, астенические явления и т.д), а также обострением желудочно-кишечных заболеваний.

Виды лямблиоза в зависимости от клинических проявлений

• Кишечная форма. Характеризуется симптомами нарушения работы ЖКТ.
  • Биллиарно-панкреатическая форма. Для данной формы характерны проявления дискенезии желчевыводящих путей, холицистита и панкреатита.
  • Внекишечная форма. Проявляется неврологическими нарушениями и симптомами интоксикации.
  • Смешанная форма. Сочетает в себе проявления всех вышеперечисленных проявлений.

Неспецифические осложнения

Снижение массы тела, анемия, нарушение всасывания витаминов, приводящее к развитию авитоминоза.

Специфические осложнения

1. Аллергические явления. К ним относятся крапивница и отек Квинке (наиболее грозный симптом, требующий экстренной помощи).
  2. Офтальмопатия. Характеризуется нарушением зрительного восприятия.
  3. Артрит. Поражение суставов, сопровождающееся болезненностью и затруднением передвижения.
  4. Миопатия гипокалиемическая. Характерным признаком является выраженная слабость определенной группы мышц.

Диагностика

• Общий и биохимический анализ крови. Выявляет характерную для заболевания эозинофилию, базофилию, а также, повышение показателей СОЭ, билирубина и амилазы.
  • Копроовоскопический анализ кала. Является основой диагностики и направлен на выявление лямблий в кале.
  • Иммунохроматографический анализ и ПЦР-тест кала. Направленны на выявление паразитарных нуклиновых кислот.
  • Дуоденальное зондирование. Применяется только в сложных случаях, когда затруднена дифференциальная диагностика и направлено на обнаружение вегетативных форм паразита.

Лечение лямблиоза

Госпитализация и лечение в условиях стационара требуется в основном детям на острой стадии заболевания. Взрослые пациенты в большинстве случаев лечатся вне стационара.

• Медикаментозное лечение. Включает в себя назначение противопаразитарных препаратов и симптоматического лечения, направленного на устранение конкретных симптомов.
  • Немедикаментозное лечение. По сути является подготовительным этапом и поддерживающим составляющим лечения, направленным прежде всего на создание условий неблагоприятных для размножения лямблий. Обычно пациентам назначается Стол 5, включающий в себя большое количество сорбирующих продуктов (отруби, яблоки, груши, сухофрукты, растительное масло и т.д) и ограничивающий употребление углеводов и молочной продукции.
  • Восстановительная терапия. Направлена на восстановление минерально-витаминного запаса и иммунитета.
    Необходимо отметить, что выбор медикаментозных препаратов осуществляется индивидуально с учетом особенностей пациента и течения заболевания. Так, применение медикаментозных препаратов у беременных имеет ряд противопоказаний. Поэтому лечение беременных женщин основывается на диете и улучшении флоры кишечника. Такая же тактика целесообразна и для детей раннего возраста.

Профилактика

Прогноз заболевания, при условии своевременного лечения и соблюдения всех рекомендаций, обычно благоприятный. Распространение заболевания внутри семьи (коллектива) мало вероятно, при условии соблюдения элементарных гигиенических правил.
Специфической профилактики заболевания не существует и основой предупреждения заболеваемости являются санитарно-эпидемиологические мероприятия по контролю за качеством воды, составом почвы, а также, соблюдение гигиены.